Разведка морем

«Газпром нефть» приступила к разведочному бурению на Долгинском месторождении в Печорском море. Этот проект можно назвать знаковым: если Приразломное было первым шагом в отработке офшорных технологий нефтедобычи за полярным кругом, то начало работ на Долгинском — это уже полноценная заявка на масштабное покорение арктического шельфа России

Текст: София Зорина

Мировой опыт

Добыча углеводородов в Арктике — это не только и не столько технологии. Это еще и инфраструктура, логистика, управление, правовое регулирование. Рассчитывать на успех можно, только когда учтены все факторы. Поэтому иностранный опыт разработки шельфа арктических морей интересен в первую очередь с точки зрения общей концепции — и лишь затем используемых технологических решений.

Несомненно, наибольший опыт в реализации северных шельфовых проектов — у Норвегии. Грамотная государственная политика и эффективная поддержка нефтяной отрасли позволили норвежцам за несколько десятков лет стать главными экспертами в области морской добычи углеводородов в суровых полярных условиях. Все началось в 1966 году, когда Норвегия подписала соглашение о разделении участков дна Северного моря с Данией и Великобританией. Стране пришлось развивать отрасль с нуля: не было ни опыта разведки и освоения нефтегазовых месторождений, ни финансовых ресурсов для полноценных инвестиций. Тем не менее норвежцы сумели преодолеть все сложности и найти оптимальное соотношение между государственным участием и привлечением частного капитала, используя опыт и возможности иностранных компаний, максимально задействовать местную промышленность и бизнес.

Сорок лет назад в буровые установки переоборудовались китобойные суда. Сегодня норвежская промышленность собственными силами обеспечивает нефтегазовый комплекс необходимым оборудованием, построила крупнейшую в мире нефтяную платформу, освоила добычу газа с применением подводных комплексов. Благодаря преимущественному использованию местных товаров и услуг в нефтегазовых проектах в период становления отрасли в середине 1970‑х доля внутренних поставок достигала 90%. В то же время Норвегия никогда не отказывалась от сотрудничества с зарубежными компаниями — не просто ограничиваясь покупкой услуг или технологий, а наладив процесс заимствования и адаптации под свои нужды чужого опыта, что позволило норвежским нефтяникам со временем превратиться в полноценных операторов разработки шельфовых месторождений и поставлять на экспорт не только углеводороды, но и технологии для их добычи. И наконец, государство «не спускает глаз» с отрасли, руководствуясь тем, что углеводороды — это невосполнимый национальный ресурс и его эксплуатация должна вестись таким образом, чтобы принести максимальную прибыль, причем не только ныне живущим, но и грядущим поколениям.

Другой положительный пример реализации арктических проектов — освоение месторождения Хайберния в прибрежных водах канадской провинции Ньюфаундленд. Многие эксперты именно Хайбернию приводят в качестве примера организации производства, направленного в первую очередь на развитие региона и только потом непосредственно на добычу углеводородов. Вкладываясь не только в саму добычу нефти, но и в экономическое развитие прилегающих к месторождению территорий, канадское правительство надеется получить двойную прибыль: как за счет продажи нефти, так и за счет трансформации целого региона из дотационного в регион-донор. Участие государства в поддержке проекта заключается в гарантии прав собственности, компенсации повышенных рисков, льготных кредитах.

Оценивая мировой опыт освоения труднодоступных территорий, можно однозначно говорить о том, что, помимо применения инновационных технологических решений, успех проектов во многом зависит от того, насколько тесно их реализация связана с решением социально-экономических проблем близлежащих регионов. С непреложностью этого тезиса уже пришлось столкнуться «Газпром нефти» при подготовке к работам на арктическом шельфе, в том числе и на Долгинском месторождении.

Особенности разработки

Особенность российских месторождений на арктическом шельфе — в сложнейших климатических условиях. И в первую очередь — в наличии паковых льдов большую часть года. Таким осложнением не могут «похвастаться» даже норвежцы: у них все разрабатываемые месторождения находятся в безледовой зоне — и максимум, что может угрожать нефтяникам, «заблудившийся» айсберг или штормовые волны.

Короткий безледовый период в Печорском море в первую очередь сказывается на геологоразведке. Чтобы провести полноценные работы, нужно за четыре месяца успеть доставить на месторождение буровую платформу, установить ее, пробурить разведочную скважину, испытать ее и успеть ликвидировать или законсервировать до первых льдов. «Это очень удорожает процесс геологоразведки, — рассказал руководитель направления по концептуальному развитию „Газпромнефть-Сахалина“ (оператор разработки Долгинского) Даниил Хабенский. — Пробурить скважину в российском арктическом шельфе оказывается значительно дороже, чем в норвежском». В случае с Долгинским проблема усугубляется его сложным строением и вытянутой формой — чтобы как следует разобраться в геологии актива, в идеале нужно пробурить и провести испытания целой серии разведочных скважин. «Это слишком времязатратный и дорогостоящий процесс, поэтому нам придется делать оценки и принимать будущие решения по проекту в условиях значительно большей геологической неопределенности, чем это принято для наземных месторождений», — резюмировал господин Хабенский.

В ситуации, когда цена сбоя в реализации проекта может измеряться не месяцами, а годами, цель оператора проекта — наиболее эффективно выстроить весь процесс и получить максимум от каждой пробуренной скважины. Именно такая задача стоит перед командой «Газпромнефть-Сахалина». «Когда мы начинали работу над проектом, нам предстояло ответить сразу на целый ряд вызовов, — отметил начальник управления по обеспечению производства „Газпромнефть-Сахалина“ Алексей Фадеев. — Выстроить логистику так, чтобы успеть попасть в межледовое „окно“ 2014 года. Решить ряд нетривиальных правовых вопросов. Организовать материально-техническое снабжение объекта и ротацию персонала в условиях удаленности инфраструктуры».

Первые проблемы возникли уже на стадии поиска буровой платформы. В последние годы на рынке самоподъемных плавучих буровых установок (СПБУ) спрос превышает предложение. По данным брокерского агентства Fearnley Offshore, для работы в северных морях подходят всего порядка 50 из существующих СПБУ — и практически все они, в том числе и находящиеся еще на стадии строительства, уже имеют действующие контракты с зарубежными операторами нефтегазовых месторождений. Несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, проектной команде «Газпромнефть-Сахалина» удалось решить задачу и привлечь высококлассную буровую установку GSP Saturn.

В то время как плавучая буровая платформа нужна только на стадии геологоразведки, наличие береговой инфраструктуры — залог успеха разработки всего арктического шельфа. Пока нефтяники, приходящие в Арктику, в полной мере могут рассчитывать только на Мурманск с его незамерзающим круглый год портом. Именно отсюда на Долгинское приходят суда обеспечения с буровым оборудованием и материалами для буровых растворов. «При всем удобстве Мурманска в перспективе надо думать и о других базах обеспечения, — считает Алексей Фадеев. — Если говорить о масштабном освоении Арктики, то нужно создавать пункты пропуска, базы обеспечения, пункты временного пребывания персонала по всему побережью».

Помимо решения различных операционных задач при работе в Арктике, как нигде, встает вопрос обеспечения промышленной и экологической безопасности: любое ЧП здесь может быть несравнимо по своим последствиям с аналогичными ситуациями на материке.

Безопасность прежде всего

Лед — главное «оружие» Арктики. Его появление в районе буровой платформы в безледовый период — событие хоть и маловероятное, но вполне возможное. Поэтому ледовая обстановка в районе Долгинского отслеживается различными службами круглосуточно. «У нас заключены договоры с Институтом Арктики и Антарктики и Архангельской государственной метеорологической службой о предоставлении информации и спутниковых данных по текущей погодной ситуации, — пояснил начальник управления по промышленной и экологической безопасности „Газпромнефть-Сахалина“ Борис Доценко. — Кроме того, в сентябре будет подготовлен долгосрочный прогноз ледообразования на месторождении. Прогноз будет уточняться еженедельно, это позволит нам заблаговременно начать демобилизацию платформы».

Если на ледовую обстановку повлиять невозможно, то предупредить любые внутренние сбои — обязанность оператора. Именно поэтому для работ на Долгинском была зафрахтована платформа, прошедшая в 2009 году полную модернизацию, включающую монтаж современного бурового и судового оборудования, а также специальную подготовку для работы в северных широтах в условиях существенных ветровых и волновых нагрузок. В 2009 года СПБУ Saturn получила допуск Нидерландов и Дании на осуществление буровых работ на шельфе Северного моря, что свидетельствует о ее соответствии современным международным стандартам промышленной и экологической безопасности.

Что касается экологической безопасности, то готовность к ее обеспечению подтверждалась в середине июля: в районе бурения прошли тренировочные аварийно-спасательные учения в соответствии с ранее разработанным планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти (план ЛРН). Учебные маневры выполнялись для проверки готовности компании к оперативным действиям в случае возникновения нештатных ситуаций, таких как возгорание на платформе или разлив нефтепродуктов. В маневрах были задействованы аварийно-спасательное судно «Спасатель Карев», судно Stril Commander (одно из четырех судов, зафрахтованных для обеспечения поддержки буровых работ), скоростной рабочий катер, катер-бонопостановщик и около восьмидесяти человек команды. Учения оценила специальная комиссия и признала их успешными. После маневров возле платформы продолжил нести круглосуточное дежурство «Спасатель Карев».

Александр Коробков
Генеральный директор «Газпромнефть-Сахалина»:

«Проект разработки Долгинского месторождения можно назвать уникальным, так же как и разработку Приразломного. В России пока нет обширного опыта реализации морских нефтегазовых проектов в высоких арктических широтах, в тяжелейших климатических условиях, при отсутствии инфраструктуры. Но нельзя забывать, что и мировой опыт не знает примеров полномасштабного освоения арктического шельфа в районах присутствия паковых льдов. Так что «Газпром нефть» может считаться первопроходцем в этом сложном деле, компанией, которая открывает совершенно новую страницу в истории мировой нефтедобычи. Мы проделали большую работу, чтобы начать бурение разведочных скважин на Долгинском. Пока рано говорить о результатах, но уже ясно: все сделанное сегодня принесет нам бесценный опыт, который мы сможем эффективно использовать завтра».

Рамблер Инфографика / Валерий Борисов

Геологическое строение Долгинского месторождения

Фото:

Несмотря на сложную рыночную конъюнктуру, на Долгинское месторождение удалось привлечь высококлассную буровую установку GSP Saturn

Платформа, работающая на Долгинском, прошла полную модернизацию, включающую монтаж современного бурового и судового оборудования

Чтобы как следует разобраться в геологии Долгинского, в идеале нужно пробурить и провести испытания целой серии разведочных скважин

Аварийно-спасательные учения — важная составляющая системы обеспечения безопасности при работе на шельфе

 
Фото: Андрей Голованов


Долгинское месторождение

Открыто в 1999 году, расположено в центральной части Печорского моря, в 120 км к югу от архипелага Новая Земля и в 110 км к северу от материкового берега. Глубина моря в районе месторождения составляет 35–50 метров. Его запасы оцениваются более чем в 200 млн тонн нефтяного эквивалента. Оператор разработки проекта — «Газпромнефть-Сахалин».

Геологические особенности
Месторождение сложной, вытянутой с юго-востока на северо-запад, формы длиной до 80 км и шириной от 3 до 10 км. Залежь формируется из нескольких пластов, отличающихся по петрофизическим свойствам (карбонатные и терригенные породы) и свойствам нефти, что усложнит в дальнейшем выбор методов добычи. По предварительной оценке, 86% геологических запасов составляет карбонатный комплекс и 14% — терригенный.

Геологоразведка
С момента открытия и до настоящего времени на месторождении были пробурены три разведочные скважины — две северо-долгинских (СД) и одна южно-долгинская (ЮД). А также проведены сейсморазведочные работы 2D в объеме более 11 тысяч пог. км и 3D-сейсмика на площади 1,6 тыс. кв. км. Испытанием скважины 1ЮД была доказана нефтеносность карбонатного комплекса нижнепермских отложений, получен приток нефти в 160 т/сут. Нефтеносность верхнепермских отложений пока не подтверждена.

Текущий статус
В июне 2014 года на Долгинском началось бурение четвертой разведочной скважины в северной части месторождения глубиной 3500 м. Для этого была зафрахтована и доставлена в Печорское море самоподъемная буровая установка (СПБУ) GSP Saturn. В рамках работ запланировано испытание и проведение полного комплекса геологических исследований скважины.

Возврат к списку